Статья всемирно известного фотографа Ольги Вартанян (Швейцария) об искусстве фотографии. Опубликована в майском выпуске (2016 г.) европейского англоязычного журнала TheDOGMagazine (стр. 86-93), посвящённом породе немецкая овчарка.

Русский оригинал + мой перевод на английский.

Авторский текст (оригинал)

 

Мой путь в репортажной фотосъёмке собак начался практически сразу после получения одного из самых лучших подарков в моей жизни – щенка немецкой овчарки. Было это в 2002 году. В 2005-м я уже довольно уверенно чувствовала себя в качестве репортёра на различных мероприятиях – выставках, соревнованиях, смотрах. Чуть позже пришёл опыт работы на больших стадионах и масштабных мероприятиях. За эти годы я сделала более 80 репортажей о Чемпионатах Мира по дрессировке, Главной монопородной выставке BSZS в Германии (проводится ежегодно), других выставках и соревнованиях различного масштаба в Европе и странах СНГ. Мои репортажи были опубликованы во многих европейских кинологических журналах, ведущих породных изданиях стран СНГ, на многочисленных интернет-платформах­. Иногда я снимаю собак вне рингов и стадионов, чаще всего по просьбе своих знакомых и друзей.

 

В 2005 году я зарегистрировала свой питомник немецкой овчарки в FCI. В связи с личными обстоятельствами и переездом в 2010 г. на ПМЖ в Швейцарию я прекратила заниматься разведением немецких овчарок, но осталась преданным поклонником породы и репортёром.

 

В разведении немецкой овчарки и в фотографировании собак мне очень помогло образование биолога. Знание анатомии, физиологии, этиологии собак совершенно необходимо любому фотографу, мечтающему достичь определенного успеха. А для наивысших результатов, пожалуй, было бы неплохо и самому побыть на месте заводчика, участника соревнований или выставок. Когда начинаешь понимать происходящее «изнутри», появляется возможность предвидеть развитие ситуации, обратить внимание на важные мелочи, которые обычно ускользают от внимания новичка. Конечно, в репортажной фотосъёмке очень большую роль играет просто удача – в нужный момент оказаться в выгодном месте съёмки, «словить» правильный свет и так далее. Но с другой стороны, удача сопутствует трудолюбивым более, чем тем, кто просто на неё надеется. Скажу так: в некоторой мере удачу можно спрогнозировать, опираясь на опыт.

 

Репортажная фотосъёмка собак – довольно неблагодарное дело. Мы не можем выбирать погоду, место проведения мероприятия, не можем влиять на регламент или участников – нам приходится работать с тем, «что есть», полагаясь только на наши знания и умения.

 

Фотографу-репортёру, на мой взгляд, совершенно необходимо становиться в момент работы «серой незаметной мышью» - нельзя никоим образом отвлекать судей или мешать процессу мероприятия.  Кроме того, существует ещё важный этический момент – все участники должны получить, по возможности, равную долю внимания фотографа и - невзирая на его личное отношение к собаке или личные отношения с её владельцем (или заводчиком) - максимум объективности. Да-да, этот аспект играет порой решающую роль. Все мы - судья, собаководы, заводчики, любители породы, фотографы – варимся в одном котле, у нас есть личные отношения разной степени и разной теплоты. Фотограф в момент работы должен оставить это «за лентой ринга». Это важное отличие любителя от профессионала. Первый приходит «пофотографировать» своих собак или собак знакомых, второй делает репортаж обо всех и для всех. Безусловно, некоторая доля субъективности всегда присутствует. В конце концов, камера – всего лишь наш рабочий инструмент, посредник. А репортаж покажет то, что видит фотограф в данном событии.

 

Самая важная часть работы, пожалуй, начинается после мероприятия: репортёр должен в максимально короткие сроки разобрать отснятый материал, подготовить его к публикации. Да, важные репортажи не теряют своей актуальности и спустя годы, но в наше время, когда СМИ переместились во всемирную паутину, скорость решает всё. Кроме этого, очень важна грамотность оформления и подачи материала. Недостаточно просто выложить «тысячу фотографий» в сеть, нужно преподнести материал так, чтобы он был понятен и интересен читателю. Это дело внутренней дисциплины и, опять же, уважения к читателю. Например, за три дня BSZS скапливается огромное количество материала, ведь на этой выставке представлено обычно около 2000 немецких овчарок. 

 

Немецкая овчарка, к сожалению, в последние годы , как и многие другие породы, разделена на два лагеря – «рабочего» и «шоу»  разведения. Хочется, тем не менее, чтобы заводчики не забывали о том, что красота породы немецкая овчарка – в её функциональности, сбалансированном характере и готовности работать под управлением человека. Крайности в культивировании экстерьерных и поведенческих характеристик не привносят в породу ничего, кроме проблем.

 

У владельцев и заводчиков собак «шоу-разведения» сложился определённый стереотип по поводу того, как должна выглядеть собака на фотографии. Многие прибегают к услугам фотографов, не чурающихся изменений экстерьера собак в программах постобработки. Иногда эти «доработки» выглядят как карикатура на породу. Мне очень жаль, что в последние годы это входит в моду всё больше. Мне очень хочется, чтобы заводчики и владельцы собак учились видеть красоту породы без «фильтров фотошопа», приобрели понимание, насколько смешно, а порой и уродливо, выглядит немецкая овчарка с искажённым в угоду моде «фото - экстерьером». Случается, что собаку совершенно невозможно узнать в жизни, если до этого видишь только её рекламные фотографии.

 

Давайте не забывать о том, что в жизни приходится выставлять на выставках и заниматься разведением не этих фотографий, а реальных собак. Безусловно, каждому хочется иметь красивую фотографию своего питомца – выберите профессионала, который сделает это фото, но не переступит этическую границу и не будет деформировать реальность, а подойдет с максимальной тактичностью и знанием породы, техники её фотографирования к процессу съёмки.

 

Мой совет всем начинающим фотографам – изучайте особенности породы, будьте трудолюбивыми, уважайте своих человеческих и хвостатых моделей, соблюдайте профессиональную этику и…. постоянно учитесь. Никто не родился гениальным фотографом, но и сказать себе «Я гений, я могу и умею всё» - это самая большая ошибка. И, конечно, самое основное – увлечённость, неравнодушие, любовь к породе. Любите породу, а не себя в ней.

Ольга Вартанян

Rambler's Top100

Контакт

+7 (495) 743 02 59

+7 (903) 743 02  59

valmar3@yandex.ru

Москва

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru